Деловой инфо-ресурс для бизнес обзоров и новостей, пресс-релизов и деловых предложений

Пресс-релизы

Системы контроля топлива

Главная > Пресс-релизы > Автотранспорт > Системы контроля топлива
Сегодня мы вновь обращаемся к вопросам экономии топлива, поскольку нет более насущных вопросов для компаний, эксплуатирующих крупные парки автомобильной техники. Воровство, «левые» рейсы, нерациональный режим работы – всё это вызывает огромные издержки, потому что проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются с

Системы контроля топлива
Сегодня мы вновь обращаемся к вопросам экономии топлива, поскольку нет более насущных вопросов для компаний, эксплуатирующих крупные парки автомобильной техники. Воровство, «левые» рейсы, нерациональный режим работы – всё это вызывает огромные издержки, потому что проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам и нормам расхода топлива.
Один из современных способов оптимизации работы предприятия – это применение систем контроля за расходом топлива и регистрации параметров работы техники. Это явление относительно новое на российском рынке, но очень популярное и востребованное.
Попробуем вкратце описать – что это такое, и чем может быть оправдано их применение.
Среди систем контроля расхода топлива можно выделить три основные группы – это системы штатного, аналитического и проточного типов.
В принципе, основу любой системы контроля составляют собственно «бортовые самописцы» – это и есть те самые терминалы, в которые поступает вся информация с датчиков системы. Терминал представляет собой некий аналог «черного ящика» в самолете. Он вандалоустойчив, на его работе не сказываются ни вибрация, ни резкие перепады температур, ни резкие удары. Блоки системы у разных производителей мало чем отличаются друг от друга. Впрочем, они и не отвечают за качество измерений. Главная функция этого «черного ящика» заключается в том, чтобы записать и передать информацию, полученную от датчиков. Основные поставщики информации в мобильной технике – это датчик топлива в баке, датчик скорости в КПП, датчик оборотов двигателя, датчик температуры масла, датчик напряжения бортовой сети и так далее. Чем больше датчиков, тем полнее картина. Именно от этих компонентов и зависит объективность полученных данных и, как следствие, эффективность работы системы.

Системы штатного типа
Данные системы основаны на использовании штатных датчиков топлива. Достоинством таких систем является достаточно высокая информативность. Системы выдают список заправок и сливов. Можно просмотреть расход топлива за период времени.
Но данные системы не отличаются высокой точностью. К примеру, уже установлено, что поплавковые датчики топлива, которые штатно устанавливаются на МАЗы и КАМАЗы имеют огромную погрешность (до 30%), довольно часто выходят из строя, а также имеют крупные «мертвые зоны», когда этот датчик упирается в потолок топливного бака, или, наоборот, опускается на днище. Кроме того, его легко целенаправленно вывести водителю из строя.
На зарубежных автомобилях, устанавливаются более совершенные датчики, проблем с ними намного меньше. Но и эти измерительные приборы имеют определенную погрешность (5-7%), мертвые зоны, и тому подобное. Тем не менее, точность показаний штатных датчиков топлива на зарубежных автомобилях ведущих европейских производителей, а также их работа в комплексе с большинством известных сегодня на рынке контроллеров расхода топлива не вызывает нареканий, хотя и имеет погрешности в показаниях.
Итак, большинство проблем связанных с контролем топлива возникает при установке контроллеров на технику отечественного производства, а также на стационарное оборудование, у которого собственные топливные датчики могут отсутствовать вовсе. В связи с этим ряд производителей контроллеров пришли к выводу, что необходимо разработать собственные высокоточные измерительные приборы. Вот здесь и проявились различные подходы к способам измерения расхода топлива. В настоящий момент выделяются две абсолютно разные концепции:
Cистемы аналитического типа
Это системы типа бортовых компьютеров. Их принцип работы заключается в вычислении объема впрыснутого топлива в цилиндры двигателя. Положительным аспектом является возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива и невмешательство в топливные магистрали автомобиля. Такими системами западные производители все чаще стали оснащать свои автомобили. Достоинством таких систем является возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива. Водитель приучается к экономному стилю езды.
Недостатком этих систем является то, что вычисление производится по формуле, которая настроена на нормальные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят из средних, растет ошибка. Кроме того, такие системы не отмечают сливы топлива и заправки. Обман таких систем достаточно прост. Есть способы вмешательства в сами показания большинства систем. При нажатии определенных комбинаций клавиш система сбрасывает свои показания. При этом водитель может установить желаемое потребление по своему усмотрению.
Система проточного типа
Данные системы основываются на применении проточных датчиков. Проточные датчики топлива гораздо более дорогие и сложные в установке и считают количество прошедшего через них топлива. Как правило, подобные датчики устанавливают на дизельную технику (хотя есть такие датчики и для бензина). Это системы, которые черпают информацию от турбинки в топливопроводах автомобиля. Такие системы наиболее распространены на рынке.
Ориентировочная стоимость таких датчиков в зависимости от исполнения – около 10 тысяч рублей. Можно найти более дешевые китайские аналоги, но их использование не рекомендуется, так как они довольно быстро выходят из строя.
В настоящее время производится довольно много разновидностей подобных датчиков (например, учитывающих обратку или нет), ориентированные под различные типы автомобилей. Но надо быть готовым к тому, что при установке подобных датчиков может потребоваться изменение системы топливного питания автомобиля. Использование подобных датчиков разумеется не позволит видеть сливы топлива с топливного бака, но позволит получать более - менее (особенно в случае использования датчиков учитывающих обратку или при установленном на обратку дополнительным датчиком) точные данные о потребленном горючем.
Достоинством этих систем является то, что они, как и предыдущая система, показывают мгновенный расход топлива и приучают водителя к экономному стилю вождения.
Недостатком таких систем является наличие ряда факторов влияющих на точность: колебания уровня топлива при езде, изменение уровня при затяжном подъёме или спуске (машина движется под уклон, а уровень топлива - перпендикуляр к радиусу Земли, температурные колебания (сжатие и расширение топлива и бака), разная диэлектрическая проницаемость топлива на разных заправках (при ёмкостном методе измерения) и др. Кроме того, недостатком является вмешательство в топливную магистраль. При этом в российской солярке встречается некоторое количество песка, которое блокирует работу турбинки. Также возникают проблемы в холодное время. Топливо становится более вязким, и ТНВД требуется больше усилий, чтобы накачать топливо в форсунки. Обман таких систем происходит следующим образом: турбинку продувают сжатым воздухом до тех пор, пока не надуют нужный объем топлива.
Также последнее время начали выделять системы, основанные на применении ультразвуковых и емкостных датчиков.
Системы, основанные на применении ультразвуковых датчиков
Сверху (или снизу) бака излучается ультразвуковой сигнал. Он отражается от границы жидкости и воздуха и возвращается обратно (так же работает эхолот). Система измеряет время прохождения сигнала, делит его на два и программа преобразует время в количество топлива. Для этого при установке датчика производится тарировка бака — топливо полностью сливается, а затем заливается мерными порциями. При этом всякий раз замеряется напряжения на выходе датчика. То есть составляется тарировочная таблица, где разным уровням напряжения соответствуют разные уровни топлива. Для повышения точности, как правило, сигнал излучается внутри тонкой трубки, проходящей до дна бака.
Системы, основанные на применении емкостных датчиков
Эти датчики представляют собой металлический стержень, закрепляемый в баке. Как правило, датчики устанавливаются в геометрическом центре бака для того, что максимально сгладить колебания уровня топлива при измерении (при разгоне автомобиля топливо приливает к задней стенке бака, отливаясь от передней, а при торможении наоборот).
Разумеется использование ни одного из вышеперечисленных датчиков – не панацея, и не позволит обходиться без контроля километража, полученного с помощью полноценной системы спутникового контроля, а также требует непрерывного контроля технического состояния автомобиля, так как небольшой тройник в топливной системе (а особенно в обратке, которая не находится под давлением), и канистра подвешенная под ним – и водитель, поездив день, наберет себе то же количество солярки, что и сливал до этого, но при этом датчики покажут лишь больший расход автомобилем топлива. В связи с этим, первичным по прежнему остается контроль расхода топлива по средним нормам расхода и километражу, полученным с помощью систем мониторинга.
________________________________________________________
В статье были использованы материалы следующих источников:
1. Статья Максима Дорна «Топливо любит счет».
2. Статья «Топливные датчики»
3. Сайт компании Omnicomm.


Статья подготовлена начальником отдела автопарка Шевцовым А.С.
Компания ООО «Корпоративные системы» г. Магнитогорск
Адрес сайта: www.sike.ru
Категория: Автотранспорт
Теги:
.