Деловой инфо-ресурс для бизнес обзоров и новостей, пресс-релизов и деловых предложений

Пресс-релизы

Технологический процесс на складе

Главная > Пресс-релизы > Автотранспорт > Технологический процесс на складе
На складах осуществляется целый комплекс разнообраз¬ных последовательно выполняемых операций по поступле¬нию, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности и составляют складской технологический процесс.

Технологический процесс на складе
На складах осуществляется целый комплекс разнообраз¬ных последовательно выполняемых операций по поступле¬нию, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности и составляют складской технологический процесс.
Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.
Эффективность складского технологического процесса обеспечивается его рациональным построением, то есть четким и последовательным выполнением складских операций.
Виды технологических операций и их содержание зависят, в первую очередь, от характера выполняемых складом функций и ассортимента товаров, которые там хранятся.
Кроме того, на построение складского технологического процесса оказывают влияние:
• транспортные условия (наличие подъездных путей);
• величина суточного грузооборота (объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный период времени);
• уровень механизации погрузочно-разгрузочных и других трудоемких работ;
• устройство и планировка склада;
• условия хранения товаров.
В основу рациональной организации складского тех¬нологического процесса положены следующие важнейшие принципы:
• Планомерность работы склада во многом зависит от того, насколько равномерно товары поступают на склад, отправляются заказчикам. Разработка планов и графиков поступления и отпуска товаров позволяет работникам скла¬да своевременно подготовиться к выполнению соответст¬вующих операций, выделить необходимые помещения, оборудование и т. д.
• Последовательность и ритмичность технологического процесса означает, что выполнение всех взаимосвязанных операций должно быть согласовано по времени. При этом за счет равномерного распределения рабочего времени и обязанностей между исполнителями отдельных операций создаются благоприятные условия труда работников.
• Эффективное использование средств механизации предполагает применение современной подъемно-транспортной техники, которая обеспечивает не только повышение производительности труда работников склада, но и способствует максимальному использованию площади и емкости склада.
• Рациональная организация внутрискладского переме¬щения грузов предусматривает применение транспортно-технологических схем переработки грузов, обеспечивающих движение грузопотоков по прямым кратчайшим путям и исключающих встречные перевозки.
• Обеспечение сохранности товаров — это, прежде всего, создание оптимальных условий хранения, а также применение рациональной системы размещения и укладки товаров с учетом сроков их поступления на склад и товарного «соседства».
Все операции складского технологического процесса можно условно разделить на три группы:
• операции по поступлению товаров;
• операции по хранению товаров;
• операции по отпуску товаров.
Технология операций по поступлению товаров на склад
Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию складского технологического процесса. Количество операций и последовательность их выполнения за-висят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад.
В организации приемки большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количества, поступающих на склад товаров, что позволяет заблаговременно спланировать необходимые мероприятия по приемке товаров.
К подготовительным мероприятиям по приемке товаров на складе относится:
• установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;
• определение необходимого количества работников для разгрузки и распределение работ между ними;
• определение необходимого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка его к прибытию товаров;
• заблаговременное определение мест хранения;
• подготовка документации, связанной с оформлением приемки-сдачи товаров.
Прежде чем приступить к непосредственной приемке товара, необходимо его разгрузить. При разгрузке осуществляется передвижение товаров с автотранспорта на товарную платформу.
Разгрузку осуществляют работники того предприятия, чьим автотранспортом был доставлен товар на склад, то есть это могут быть работники фирмы поставщика, транспортной организации, фирмы покупателя. Если товар доставлен собственным автотранспортом, разгрузку осуществляют работники склада.
Разгрузка автомобильного транспорта предполагает выполнение следующих этапов:
• проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству;
• укладка товаров на поддоны или тележки;
• перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.
Разгрузка товаров может потребовать применение физической силы, однако, во всех случаях, когда возможно, следует использовать оборудование для перемещения грузов.
Для выгрузки грузов применяют различные типы подъемно-транспортного оборудования:
• конвейеры;
• электропогрузчики;
• транспортеры;
• средства малой механизации.
Разгрузка транспортных средств должна осуществляться при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.
После разгрузки, товары доставляются в зону приемки, где принимаются по количеству и качеству.
Следует отметить, что приемка товаров по количеству и качеству является одной их важных составных частей складского техноло¬гического процесса. Она предусматривает проверку вы¬полнения поставщиками договорных обязательств по ко¬личеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров.
Приемка товаров производится материально ответственными работниками склада (обычно – заведующим складом совместно с товароведом), уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.
Она включает следующие операции:
•проверку количества и качества поступивших това¬ров;
•оформление приемки соответствующими документа¬ми;
•принятие товаров на учет.
Порядок проведения приемки товаров определяется сторонами договора поставки. По их соглашению она может осуществляться в соответствии с правилами, установ¬ленными инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на¬родного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Эти инст¬рукции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями или другими обязательными для сторон правилами не установлен другой порядок приемки. Груз, поступивший на склад каким-либо видом транс¬порта, первоначально принимают, руководствуясь действующими на транспорте правилами, установленными соответствующими уставами, кодексами.
Приемка товаров по количеству проводится с целью проверки соответствия фактически поставленного количества товаров количеству, указанному в транспортных и сопроводительных (счете-фактуре, спецификации, описи, упаковочных ярлыках и др.) документах производителя (изготовителя). Если товары поступили без сопроводительных документов, то их отсутствие не приостанавливает приемку. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют.
Приемка товаров по количеству производится в установленные сроки.
Окончательная приемка товаров по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам не позднее 24 часов с момента получения товаров (при доставке их поставщиком или вывозе получателем со склада поставщика) или с момента выдачи груза АТП (во всех остальных случаях). В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других местностях досрочного завоза приемка непродовольственных товаров производится не позднее 60 дней, продо¬вольственных товаров (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч с момента поступления их на склад получателя.
Своевременно произведенной приемка считается в том случае, когда проверка количества товаров окончена в ус¬ловленные сроки.
Руководство склада обязано создать такие условия для правильной и своевременной приемки товаров, при кото¬рых обеспечивалась бы их сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений. Лица, осуществляющие приемку, должны хорошо знать правила приемки товаров, установленные соответствующими нор¬мативными документами и договором поставки. С целью предупреждения нарушений правил приемки товаров ру¬ководству необходимо систематически контролировать ра¬боту лиц, производящих ее.
Работникам склада следует обеспечить точное определе¬ние количества поступивших товаров, то есть их массы, количества мест (ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.). Оно определяется в тех же единицах измерения, ко¬торые указаны в сопроводительных документах. Причем, если в документах отправитель указал массу товаров и ко¬личество мест, то получатель при приемке должен прове¬рить и то, и другое.
В случае обнаружения недостачи дальнейшая приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность товаров, и принимаются меры по предотвращению их смешения с дру¬гими однородными товарами. О выявленной недостаче то¬варов составляется акт за подписями лиц, производив¬ших приемку.
Если при приемке товаров будет выявлено несоответст¬вие массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, то вскрытие тары и упаковки в таких случаях производиться не должно.
Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в ее продолжении и составле¬нии двустороннего акта представителя отправителя или изготовителя (если товары поступили в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем). При этом вызов представителя одногороднего отправителя (изготовителя) является обязательным, а иногороднего, — если это предусмотрено в договоре.
Уведомление о вызове представителя должно быть направлено или передано (по телефону, телеграфу и т.п.) не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящейся продукции — немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены договором.
Не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя иногородний отправитель (изготовитель) обязан сообщить ему (по телефону, телеграфу и т. п.), будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества товаров.
Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре.
Представитель отправителя (изготовителя) может при¬нимать участие в приемке только при наличии у него удостоверения, дающего на это право.
Отправитель (изготовитель) может уполномочить на уча¬стие в приемке товаров предприятие, находящееся в месте их получения. В этом случае удостоверение представителю выда¬ется предприятием, выделившим его. В удостоверении долж¬на быть ссылка на документ, которым отправитель уполномо¬чил данное предприятие участвовать в приемке товаров.
С согласия отправителя (изготовителя) предприятие-получатель может произвести одностороннюю приемку товаров.
Если при приемке с участием представителя отправителя (изготовителя) будет выявлена недостача товаров против данных, указанных в транспортных или сопрово-дительных документах, то результаты приемки товаров оформляются актом. Он составляется в тот же день, когда недостача выявлена. В случае, когда работа по приемке прерывалась, в акте делается соответствующая запись с указанием вызвавших это причин и условий хранения товаров во время простоя.
Если при приемке одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки товаров, то в акте указы¬ваются точные данные об этих излишках.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовав¬шими в приемке. При этом они вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их помощью. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано его подписать с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение. За подписание акта, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товаров, несут установленную законом ответст¬венность. Запись о предупреждении об этом участвующих в приемке лиц должна быть сделана перед их подписями.
Не позднее, чем на следующий день после составления акта он утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.
В случаях выявления в результате приемки фактов зло¬употреблений или хищений товаров руководитель или за¬меститель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам МВД или прокура¬туры и направить им соответствующие документы.
После проверки по количеству товары помещаются в помещение для распаковки и проверки их по качеству.
Операцию распаковки осуществляют для проверки качества полученного товара. Иногда в таре находятся по-разному упакованные товары, в этом случае также требуется распаковка.
Качественная проверка товаров способствует лучшей организации хранения, учета и последующего отпуска товара со склада.
Распаковка позволяет организовать упорядоченное складирование товаров на складе и сокращает время выполнения заказов потребителей.
Приемка товаров по качеству проводится для выявления соответствия качества поступивших на склад товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, а для некоторых товаров — образцам-эталонам и т.д.
Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки и маркировки.
Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя. Поэтому на складе, например, АТП такие товары могут не приниматься по качеству, если они переотправляются покупателям в таре или упаковке изготовителя или первоначального отправителя. Однако проведение приемки является обязательным, если это предусмотрено договором, а также при получении товаров в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков торчи (течь, бой и т. д.).
Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены стандар¬тами или техническими условиями для отдельных видов товаров. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:
• при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 24 часов после выдачи товаров органом транспорта или поступления их на склад получателя при доставке поставщиком или при вывозе получателем;
Категория: Автотранспорт
Теги:
.