Деловой инфо-ресурс для бизнес обзоров и новостей, пресс-релизов и деловых предложений

Израиль положил голову на плаху

Главная > Новости > Новое в мире > Израиль положил голову на плаху

Эхуд Ольмерт и глава Палестинской автономии Абу Мазен хватаются за "Саудовскую инициативу" как за спасительную соломинку. Что вынудило их вспомнить о предложениях Эр-Рияда пятилетней давности, которые к тому же были уже отвергнуты их предшественниками?

Начнем с того, что Эхуд Ольмерт чувствует, что его политическая карьера на излете. Статистические опросы сулят ему 3% голосов. И это еще до публикации отчета комиссии Винограда, от удара которого ему будет сложно оправиться. Единственный способ удержаться на плаву - это пойти по пути Ариэля Шарона и из "ястреба" превратиться в "голубя ". В окружении Ольмерта полагают, что если стряхнуть пыль с "Саудовской инициативы", которую, кстати, отклонил сам Шарон, то Ольмерт предстанет перед израильтянами в роли очередного спасителя. И даже средства массовой информации, нещадно нападающие на него сегодня, сменят гнев на милость и встанут на его защиту. Ну, как можно требовать отставки главы правительства, который ведет Израиль к судьбоносному соглашению, способному принести мир на Ближний Восток? По крайней мере, на бумаге.

Не меньше заинтересован в "Саудовской инициативе" и Абу Мазен. Прежде всего, она поможет ему в исполнении его заветной цели - загнать Израиль в границы 1967 года и вернуть автономии все "спорные" территории, включая Восточный Иерусалим. Если бы ему это удалось, он стал бы национальным героем, эдаким палестинским Теодором Герцлем. Он мог бы войти в историю как лидер, подаривший своему народу собственное государство.

Более того, Абу Мазен, который в конце месяца должен принимать участие в арабской конференции в Эр-Рияде, чувствует, что он просто обязан привезти с собой "гостинчик" собравшимся. А что может быть интереснее и "вкуснее" вести о том, что Израиль, который и так невозможно разглядеть на карте, еще больше скукожится?

И наконец, "Саудовская инициатива" спасает его от необходимости следовать "Дорожной карте", которую он не мог и никогда не сможет воплотить в жизнь. Эр-Рияд, в отличие от "квартета", и не требует от него разоружать террористов и наводить порядок в автономии. Ему не надо бороться с экстремизмом, увещевать ХАМАС, бороться с незаконными бандформированиями… От него не требуется ровным счетом ничего, и тем не менее он имеет шанс прослыть великим миротворцем. И отсюда рукой подать до Нобелевской премии.

Но какие бы заманчивые перспективы ни рисовались, какие бы радужные картины ни стояли перед мысленным взором Ольмерта и Абу Мазена, оба лидера прекрасно понимают, что "Саудовская инициатива" - ни к чему не обязывающий клочок бумаги. Не настолько они наивны, чтобы верить, что израильское правительство, пусть даже самое левое, примет этот документ в том виде, в котором он сейчас существует. А палестинцы, со своей стороны, никогда не согласятся с израильскими поправками. Ведь они убеждены, что признание права еврейского государства на существование в границах 1967 года уже является большой уступкой.

А если это так, то почему Ольмерт и Абу Мазен потратили столько времени на обсуждение заранее провальной идеи? Оба лидера прекрасно понимают, что находятся в тупиковой ситуации, и если они ничего не могут сделать, то должны хотя бы создать видимость мирного процесса. А поскольку на политическом рынке нет каких-либо других идей, сгодится и "Саудовская инициатива". Они оба напоминают предприимчивых торговцев свечами из старинной притчи. Помните эту восточную сказку о том, как еврей продал ящик со свечами своему соседу, а тот - перепродал своему соседу… А когда последний перекупщик, заплативший за товар сумасшедшую цену, решил его выставить в своей лавке, он обнаружил, что все свечи без фитилей. В гневе он бросился к предыдущему продавцу, тот - к своему соседу и так далее. Когда перед домом еврея, с которого все началось, собралась толпа взбешенных коммерсантов, тот им совершенно спокойно ответил: "А разве я вам говорил, что эти свечи предназначены для зажигания? Эти свечи - для того, чтобы делать бизнес…"

И действительно, "Сирийская инициатива" крутится на восточном базаре уже пять лет, о ней забывают, а потом вспоминают снова, потому что другого "товара" нет, а вести государственный бизнес необходимо.

Чтобы понять происходящее, необходимо совершить небольшой экскурс в историю. "Саудовская инициатива" появилась на свет 17 февраля 2002 года. Наследник саудовского престола принца Абдалла в интервью известному журналисту газеты "Нью-Йорк таймс" Тому Фридману в нескольких словах изложил свой взгляд на палестино-израильскую проблему. Впоследствии это и было выдано за панарабский план по выходу из кризиса. Для краткости это стали называть "Саудовской мирной инициативой".

План Абдаллы незатейлив: он предусматривает отход Израиля к границам 1967 года, раздел Иерусалима, создание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. В обмен на это арабские страны обещают признать право Израиля на существование и тем самым положить конец кровопролитному конфликту. Другими словами, полное отступление в обмен на мир.

Это интервью в "Нью-Йорк таймс" бывший глава правительства Ариэль Шарон просто проигнорировал. Мол, какой смысл сотрясать воздух по поводу очередной завиральной идеи, которая к тому же не представлена официально? И лишь через несколько дней, когда весь мир заговорил о предложениях Абдаллы, из канцелярии главы правительства последовала реакция: отступление к границам 1967 года является неприемлемым условием и не может обсуждаться, поскольку это наносит серьезный удар по безопасности страны.

Однако, несмотря на то что Израиль официально отклонил предложение, арабские страны продолжили редактировать и усовершенствовать "Саудовскую инициативу". На конференции в Бейруте в нее включили дополнительный пункт: возвращение палестинских беженцев в Хайфу, Яффо, Лод, Рамле, Ашдод, Ашкелон, Цфат и Тверию. Авторы этой "поправки" прекрасно понимали, что, приняв от 3 до 6 миллионов арабов, Израиль утратит еврейскую сущность и превратится в отсталое левантийское государство.
Нужно сказать правду, - если до внесения пункта о возвращении беженцев у арабской инициативы был небольшой шанс найти поддержку в среде левых израильских партий, то после - он испарился. И Авода и МЕРЕЦ однозначно заявили, что план невозможно реализовать.

Есть и еще одна причина, по которой невозможно принять предложение Эр-Рияда. Уже сегодня понятно, что даже если Израиль и отойдет к "границам Освенцима", как Аба Эвен называл границы 1967 года, ни Иран, ни Ливан, ни Судан, ни Сирия его не признают. Однако для Ольмерта и Абу Мазена, находящихся в конце своего политического пути, "Саудовская инициатива" является последней надеждой. На последнем заседании правительства Эхуд Ольмерт заявил, что Израиль серьезно относится к этому документу и он может стать основой для возобновления переговоров. Стоит ли удивляться, что после этого Америка тоже объявила, что готова пересмотреть свое отношение к "Саудовской инициативе". Ведь если израильтяне сами готовы положить голову на плаху, то зачем американцам подставлять пальцы?

Рубрика: Новое в мире
Теги:
.