SUN PLANET ORGANIC КОРМИТ ЕВРОПУ И АЗИЮ АЛМАТИНСКИМИ ЯБЛОКАМИ

Главная > Экономика > SUN PLANET ORGANIC КОРМИТ ЕВРОПУ И АЗИЮ АЛМАТИНСКИМИ ЯБЛОКАМИ ...
Основатель компании Sun Planet Organic Егор Хахулин уволился из корпоративного сектора, чтобы заняться выращиванием яблок в небольшом саду, который достался ему в наследство. Теперь он кормит яблоками и джемом жителей Голландии, Германии и Бельгии, а также собирается осваивать рынки России, Китая, Катара и ОАЭ.

- Как так получилось, что человек, далекий от сельского хозяйства, решил заняться выращиванием яблок?

Я всю жизнь работал в компаниях, которые занимаются авторитейлом, девелопментом, телекоммуникациями. Но 8 лет назад мне захотелось выбрать для себя сферу, которая не так сильно подвержена влиянию экономических колебаний. Я хотел найти дело, которым смогу заниматься всю жизнь.

В глобальной перспективе существенное развитие получат три направления: медицина, органическое сельское хозяйство и технологии. Где как не в Алматинской области, на родине яблока, заниматься выращиванием органических продуктов! К тому же в наследство мне достался небольшой сад на 180 деревьев, он стал моим хобби, которое постепенно переросло в бизнес.

- Вы сразу решили заниматься только переработкой яблок или рассматривали другие направления сельского хозяйства?

За 8 лет мне довелось участвовать в нескольких крупных проектах: началось все со строительства тепличного хозяйства для выращивания листового салата в горшках. Я занимался поиском инвестора, в 2017 году проект был запущен, он функционирует и расширяется до сих пор, но после запуска я вышел из этого проекта.

После этого были проекты по запуску теплиц по выращиванию паприки, по ирригации и строительству систем кабельного орошения, туманообразования в теплицах и закрытом грунте. Участвовал в проекте по созданию рыбного хозяйства, а также в работе Союза немецкой экономики по созданию экологических кооперативов, устойчивому фермерству и т.д.

С самого начала, еще во время строительства теплиц для горшечных салатов мы планировали создать садовое хозяйство, но потом у инвесторов поменялись планы. В 2017 году я съездил на выставку SIAL в Италию и окончательно убедился, что переработка яблок — это очень перспективное направление. Так я решил создать свою компанию Sun Planet Organic.

- Сколько лет ваша компания работает на рынке и чего удалось добиться?

Мы начали работу в конце 2017 года, взяли в управление садовое хозяйство, которое впоследствии выкупили. В 2018 году привлекли инвестора в обмен на часть компании. Это позволило нам построить фруктохранилище, закупить оборудование для переработки, упаковки, а также посадить несколько новых сортов яблонь. Сейчас размер нашего садового хозяйства — около 180 га. Ежегодно собираем 1800 — 2600 тонн яблок в зависимости от года.

Свежие яблоки 1 и 2 сорта продаем, а 3 сорт — падалицу — отправляем на глубокую переработку. Производим соки прямого отжима, пюре, джемы и яблочный уксус. Мы изначально сделали ставку на создание здоровых продуктов. В нашем соке нет воды, сахара, консервантов. Мы пастеризуем натуральный сок и разливаем его в биопластиковые бутылки методом септического розлива. Особенность технологии в том, что во время розлива продукт не контактирует с воздухом, это обеспечивает срок хранения 12 месяцев.

Яблочный уксус — это тоже наша гордость. Потому что сейчас очень сложно найти натуральный продукт — 95% того, что стоит на полках магазинов — это химически синтезированный продукт. Мы же создаем полностью натуральный продукт, который используется для очищения и омоложения.

Мощность переработки пока не большая — около 2300-2500 тонн в год. Примерно 50% прибыли компании приносит продажа свежих яблок, остальное — переработка.

- В какие страны поставляете продукцию?

Что касается свежих фруктов, то примерно 30% остаются на внутреннем рынке. По переработке 100% продукции идет на экспорт. У нас сложилась интересная ситуация: сертификация подтвердила высокое качество нашей продукции, мы предложили ее европейским партнерам, с которыми у нас сложились давние отношения по другим проектам. Продукция вызвала такой интерес, что сейчас ее полностью выкупают сети Германии, Бельгии и Нидерландов. Мощность предприятия пока не большая, поэтому для внутреннего рынка продукции не хватает.

В Европе очень развито направление экологически чистых продуктов, наши клиенты — это био-бутики, гурмэ-магазинчики, также подписали договор с торговой сетью Lotte.

- Алматы славится своими яблоками, в частности, легендарным сортом Апорт. Скажите, какие сорта Sun Planet Organic поставляет на мировой рынок?

На самом деле, с местными сортами не все так просто. В мире есть коммерческие сорта яблок, они всем известны: голден делишес, ред делишес, айдаред, фуджи и многие другие. Эти сорта хрусткие, сочные, хорошо транспортируются и хранятся. Это результат селекции последних лет.

С другой стороны есть сорта — наследия советской эпохи, многие из них до сих пор должным образом не задокументированы. У нас много как раз таких сортов, по ароматике и органолептике они намного богаче и ценнее. Да, они не такие красивые по форме: кряжистые, маленькие по калибру, но их вкус, аромат и полезные свойства намного выше. Многие эти сорта растут только на территории Заилийского Алатау.

Все слышали про легендарное яблоко Апорт, которое растет в Алматинской области. Я помню их из детства: яблоко размером с арбуз, удивительного вкуса, аромат от него остается на руках еще несколько часов после того, как подержишь плод. Мы могли разделить одно яблоко на 8 человек и каждому хватало наесться. Сейчас таких яблок не встретишь, современный Апорт очень плохо хранится, плод стал рыхлым, буквально выродился. Деревья болеют, назвать это яблоко товарным больше нельзя. Для того, чтобы восстановить этот сорт, требуется не менее 25 лет селекции.

- Расскажите о планах по развитию ассортимента?

В перспективе планируем открыть линию по производству сиропов или яблочного концентрата. Сейчас остро стоит вопрос сырья, но расширение садового хозяйства пока видится нецелесообразным. Основной вопрос в том, как правильно эксплуатировать сады и увеличить урожай.

- Планируете ли вы расширять экспорт, открывать другие страны?

Конечно! Недавно мы побывали на Шанхайской выставке по импорту и экспорту, там наша продукция тоже вызвала большой интерес, несколько партнеров уже побывали на нашем производстве. В ближайшее время наша продукция появится в магазинах ОАЭ и Катара, а также в Китае. Китайский рынок очень сложный, там все сильно регламентировано, много стандартов и документов. Но пока мы маленькие и гибкие, нужно сразу внедрять все необходимые стандарты, чтобы с расширением производства иметь возможность зайти на китайский рынок.

- А экспорт в Россию есть в ваших планах?

Да, мы каждый год ставим себе цель выйти на российский рынок, но пока не сложилось. В ближайшее время снова поедем в Москву и Санкт-Петербург, продолжим переговоры с торговыми сетями. Я участвовал в выходе компании Metro Cash and Carry на казахстанский рынок, мне очень нравится их формат работы, надеюсь, что скоро продукция Sun Planet Organic появится на полках магазинов.

Также ведем переговоры с «Лентой», находим понимание в руководителями, но исполнительский состав оставляет желать лучшего. Планируем также работать и с премиальными сетями: «Вкусвилл», «Азбука вкуса». А вот открыть для компании «Ашан» оказалось сложнее, чем открыть весь китайский рынок. Тут вопрос цены и ценности.

- Облегчило ли вашу работу создание ЕАЭС?

Пока что создание ЕАЭС нам помогло не сильно: убрали таможенные пошлины, но пока каждая страна занимается агрессивным и часто не красивым протекционизмом. Я предприниматель, мне не интересно играть в политику, поэтому пока развиваемся на рынках с более понятными правилами. Но несомненно Россия — очень интересный рынок, мы все равно не оставим попытки зайти на него и знаем, что рано или поздно это случится.

Очень хороший эффект могут нести торговые миссии, организованные на уровне правительств стран. Мы готовы сделать предложение торговым сетям, эко-бутикам и магазинам здоровых продуктов. Я уверен, что ни о какой конкуренции не может идти речь — у каждой страны ЕАЭС своя специфика и особенности. Я уверен, что все методы политического протекционизма не эффективны. Рынок должен принадлежать профессионалам.
Теги: