Итоги закупок государственными компаниями за 2015 год подвело Министерство экономического развития

Главная > Экономика > Итоги закупок государственными компаниями за 2015 год подвело Ми ...
Итоги закупок государственными компаниями за 2015 год подвело Министерство экономического развития. Алексей Тебекин, доктор технических наук, проанализировал, дает ли экономию бюджетных средств существующая система госзакупок.

Итоги закупок государственными компаниями за 2015 год подвело Министерство экономического развития.
Алексей Тебекин, доктор технических наук, проанализировал, дает ли экономию бюджетных средств существующая система госзакупок.


Итоги закупок государственными компаниями по 223 Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ) за 2015 год подвело Министерство экономического развития.
По оценкам Минэкономразвития госкомпании в 2015 году по 223-ФЗ приобрели товаров и услуг на 23,1 трлн руб. При этом 70% этой суммы освоили пять крупнейших игроков во главе с "Роснефтью" и структурами "Газпрома".
Результаты оценки закупок государственными компаниями по 223 ФЗ, представленные Минэкономразвития, весьма красноречивы: более 95% закупок характеризуются неконкурентностью. При этом половина этих закупок размещалась у единственного поставщика. Не случайно специалисты считают конкуренции на внутреннем рынке основной проблемой госкапитализма.
С одной стороны, госкомпании в 2015 году разместили в рамках 223-ФЗ 1,4 млн закупок на 23,1 трлн руб. Тем самым рост объема заказа госкомпаний за год составил 23%, а объем сделок превысил 30% ВВП.
С другой стороны, 70% закупок пришлось на пять крупнейших заказчиков.

При этом объем закупок по 223-ФЗ только "Роснефти" (4,6 трлн. руб.) сопоставим с общим объемом госзакупок, осуществленных в 2015 году по 44-ФЗ.
Напомним, что целями регулирования 223-ФЗ являются:
- «создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц … в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности»;
- эффективное использование денежных средств;
- «расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия»,
- развитие добросовестной конкуренции;
- обеспечение гласности и прозрачности закупок;
- предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В то же время по данным Минэкономразвития характеризуются неконкурентностью 95% закупок.
Более 40% закупок было выполнено у единственного поставщика.
С одной стороны это на 8% меньше, чем в 2014 году.
С другой стороны, на конкурсы и аукционы пришлось только 3,3% закупок. То есть 1/30 часть. И это в 2,6 раз меньше, чем в 2014 году (8,6%). Но и 8,6% это капля в море.
В своих оценках Минэкономразвития также совершенно резонно выражает беспокойство по поводу:
1) договорного характера сделок,
2) недостоверности раскрываемой заказчиками информации,
3) сокращения интереса к поставкам госкомпаниям товаров и услуг у малого бизнеса.
О проблемах с госзакупками говорила и председатель Счётной палаты Т. Голикова на встрече с президентом, посвященной обсуждению исполнения бюджета за 2015 год, а также эффективности государственных расходов.
«К сожалению, у нас возросло количество контрактов, которые заключаются с единственным [исполнителем], и это не очень хорошая тенденция» - отметила Т.Голикова. Фактически это признание падения конкуренции в сфере закупок.
«С одной стороны, она объяснима в кризисных условиях, с другой стороны, по данным наших контрольных мероприятий, мы видим, что не все добросовестно пользуются возможностью закупок у единственного [исполнителя]» - констатировала Т.Голикова. Более чем мягкая формулировка происходящих закупок у единственного поставщика как системы.
Тенденцию происходящих негативных тенденций Т.Голикова описывает следующим образом: «Часто это связано с уходом от 44 ФЗ – закона о контрактной системе, где процедуры прописаны очень чётко. Переходят на 223 ФЗ, который для акционерных обществ, а потом вовсе уходят из-под законодательства, которое связано с контрактованием».
Иными словами законодательство в сфере закупок никакой пользы не приносит. А как насчет вреда?
Давайте сопоставим результаты отечественных госзакупок за истекший 2015 год, оцененный Минэкономразвития с требованиями единой системы наднационального законодательства по госзакупкам Евросоюза (табл.1).
Таблица 1
№ Требования единой системы наднационального законодательства по госзакупкам Евросоюза Оценка результатов отечественных госзакупок за истекший 2015 год, выполненная Минэкономразвития Совпадение направленности
1 Обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта 95% закупок характеризуются неконкурентностью Нет
2 Соблюдение требования публичности Недостоверность раскрываемой заказчиками информации Нет
3 Содействие осуществлению честного бизнеса Договорной характер сделок Нет
4 Содействие обеспечению открытости бизнеса На конкурсы и аукционы пришлось только 3,3% закупок Нет
5 Помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов Сокращение интереса к поставкам госкомпаниям товаров и услуг у малого бизнеса Нет
6 Оптимизация закупок для государственных нужд Объёмы экономии по закупкам на федеральном уровне в 2015 году, по данным Счетной палаты, составили 6,7% ? Нет

Вот по поводу объявляемой чиновниками Счетной палаты и Минэкономразвития экономии, обеспечиваемой системой госзакупок большой вопрос.
Если сравнивать более дорогие предложения с более дешевыми, то разница, безусловно, будет. Но!
Во-первых, по данным Минэкономразвития в секторах, ориентированных на господдержку российских поставщиков, цены, росли — в них средний контракт стоил 1,2 млн руб. вместо 0,8 млн руб. годом ранее.
Во-вторых, при оценке экономии, обеспечиваемой системой госзакупок, фактически не учитывается соотношение цены и качества предлагаемых вариантов заявок. В результате закупки некачественных товаров очень быстро возникает потребность в проведении новых закупок. А это – дополнительные расходы и потери для производителей и потребителей. Кроме того, по данным Минэкономразвития 495 тыс. контрактов на 1,15 трлн руб. были расторгнуты, а это на треть больше показателей 2014 года.
В-третьих, учитывается лишь формальная экономия в номинале, в то время как реальная экономия должна производиться с учетом операционных расходов на осуществление госзакупок (электронную систему, контрактные службы и т.д.).
В-четвертых, существующие процедуры госзакупок значительно увеличивают производственно-сбытовой цикл, и тем самым уменьшают эффективность любой хозяйственной деятельности (прибыль, рентабельность и т.д.), ухудшая конкурентные позиции отечественных предприятий и организаций.
Теги:
Источник: