Коронавирус: эпидемия, меняющая экономику и экологию

Главная > Общество > Коронавирус: эпидемия, меняющая экономику и экологию ...
Эпидемия, уже давно вышедшая за пределы Китая, оказала серьезное влияние на экономическую и экологическую ситуацию во всем мире: снижение выработки нефти и падение цен на нее, изменение экологической обстановки в Китае в связи с сокращением выбросов СО2 в атмосферу– вот только первые последствия, с которыми столкнулась мировая общественность.

Китай, как один из самых крупных потребителей нефти, приобретает меньшее количество сырья, что уже сказывается на мировой экономике. Таким образом, простой китайского производства, и иностранных заводов, имеющих филиалы в КНР, сокращении торговли Китая с другими странами, широкомасштабные ограничения в международных и междугородних перевозках могут привести к возникновению экономического кризиса.
В январе из-за разрастающейся эпидемии коронавируса и введения карантина, спрос на нефть в Китае упал на 20% по причине остановки работы производственных предприятий, сокращения авиасообщения, уменьшения объемов торговли и работы крупных развлекательных и образовательных центров, которые также являлись потребителями энергоресурсов. Все это повлекло за собой снижение цен на нефть, что значительно повлияло на экономическую ситуацию во всем мире.
Так, на данный момент стоимость апрельского фьючерсного контракта на нефть сорта «Brent» снизилась почти на 8%, достигнув отметки в 35,75 долларов за баррель. Цена нефти марки «WTI» упала 33,4 долларов за баррель, против 53,13 доллара в прошлом месяце. Что касается российской нефти марки Urals, она подешевела почти до 33,5 долларов. Биржевые аналитики предполагают, что если эпидемия не спадет в ближайшее время, цены на нефть продолжат снижаться.
На фоне сложившейся ситуации, страны участники ОПЕК+, предполагая перенасыщение рынка, выступили с предложением сокращения добычи нефти на 1,7 млн. баррелей в сутки до уровня 2018 года в 600 тысяч баррелей в день. Безусловно, для многих стран, в которых нефтедобыча развита на высоком уровне, снижение выработки означает уменьшение прибыли. Так, Россия и Казахстан не поддержали предложение ОПЕК+, в то время как Саудовская Аравия, наоборот, помимо установленной квоты, добровольно снижает количество добываемой нефти еще на 400 тысяч баррелей в сутки.
При этом прогнозы ОПЕК более, чем неутешительные: рост спроса на нефть в мире в 2020 году снизится на 230 тысбарр/сутки (до 990 тысбарр/сутки). МЭА предполагает еще более тяжелые последствия от распространения коронавируса: по сравнению с январскими показателями, МЭА снизило прогноз роста спроса на нефть на 365 тысбарр/сутки (до 825 тысбарр/сутки), что является самым низким показателем, начиная с 2011 года.
Из-за увеличивающегося числа заболевших жителей Китая и введения карантина в ближайшее время можно ожидать существенное снижение экономических показателей КНР на фоне сокращения объемов грузоперевозок, розничной и оптовой торговли.
Но больше всего ситуация с коронавирусом затронет производственный сектор: введенный карантин в Китае нарушил отлаженную цепочку поставки сырья, запасных частей и готовой продукции, которая была необходима предприятиям в других странах, что существенно затормозило, а в некоторых случаях полностью остановило производственный процесс.
Несмотря на всю сложность текущей экономической ситуации, мировая экономика уже имеет опыт успешного выхода из кризисов, связанных с эпидемиями. Так, например, во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году цены на нефть снижались на 31%, что стало рекордным показателемXXI века. В 2009 году, когда разразился свиной грипп, стоимость нефти падала на 15%.
Вопреки таким существенным обвалам, рынкам удавалось восстановиться. Как быстро это получиться сделать в этот раз, сказать сложно. Очень многое зависит от того, насколько масштабно будет развиваться эпидемия, как скоро ученые смогут разработать действующую вакцину от коронавируса. Ясно одно - чем раньше будет остановлено распространение заболевания и восстановлены международные отношения и торговля, сокращенные из-за карантинов, тем успешнее пойдет восстановление экономической ситуации.
Несмотря на то, что в Китае на данный момент введен карантин, некоторые предприятия приостановили работу, закрыты общественные заведения, это не сказалось на количестве экспорта электроэнергии в страну. По статистическим данным поставки электроэнергии в январе-феврале этого года находятся в рамках плановых значений и даже незначительно превышают прошлогодние показатели. Так же не оказал влияния коронавирус и на поставки в Китай российского газа по трубопроводу «Сила Сибири».
Наравне с экономикой, существенное влияние оказывает вспышка заболевания и на экологию планеты. Китай – как крупнейший потребитель нефти – всегда входил в число стран, которые сильно загрязняют атмосферу выбросами СО2. Меры по сдерживанию распространения коронавируса стали причиной сокращения промышленного производства в Китае на 15-40%, что уменьшило количество выбросов – на 36%. По данным экологов эти показатели составляют пятилетний минимум. Как это отразится на природе,и что произойдет после того, как китайские заводы вернутся к нормальному режиму работы, пока прогнозировать сложно.
При этом экологи утверждают, что вспышка коронавируса стала толчком к тому, чтобы задуматься о будущем планеты. Из-за карантина загрязнение окружающей среды в Китае сократилось на 25%.
Теперь крайне важно грамотно восстановить производственные процессы, чтобы ихбежать сильного удара по экологии: ведь многие заводы, простоявшие длительное время из-за карантина, будут вынуждены увеличить свои мощности, и, как следствие, превысить нормы выброса вредных веществ в атмосферу.
На данный же момент в мире сохраняется напряженная экономическая и эпидемиологическая ситуация. Ежедневно поступают новости об увеличении количества заболевших, отмене рейсов авиакомпаний, закрытии производств, снижении цен на нефть. Все это существенно влияет на мировую экономику. Экологические вопросы на данный момент не так сильно волнуют международное сообщество, как те потери, которые, из-за пандемии, несет каждое государство.
Так, по состоянию на начало марта 2020 года потери ЕС оцениваются в 21 млрд 676 млн долларов, США – 8 млрд 485 млн долларов, Японии – 6 млрд 393 млн долларов. Более чем двухмиллиардный ущерб понесли, согласно докладу ЮНКТАД, Великобритания и Сингапур, более 1 млрд долларов потеряли Мексика, Швейцария, Малайзия и Таиланд. Экономический урон России эксперты оценили в 262 млн долларов.
Генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Евланов Артем Евгеньевич
Теги:
Источник: