Общая недостаточность

Главная > Общество > Общая недостаточность
Указом Президента РФ утверждена Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 г. Насколько хорошо проработан этот документ, отвечает ли он актуальным вызовам и в какой части – нуждается в пояснении и дополнении. Эти вопросы моментально стали предметом дискуссии среди экспертов отрасли. Впрочем, большинство стейкхолдеров говорят, что стратегия не стала сенсацией.

Виньетка ложной сути
В документе отражены статистические данные по состоянию нацбезопасности в разрезе охраны здоровья граждан, угрозы и вызовы, а также приоритетные цели и задачи. Стратегия будет реализована в два этапа: 2019–2021 и 2021–2025 гг. Главными целями развития отрасли по-прежнему остаются увеличение численности населения и продолжительности жизни, снижение уровня смертности и инвалидности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение госгарантий, связанных с этими правами.

Обсуждение вызвали как общее содержание документа, так и его отдельные положения и формулировки. Одни эксперты указывают на расхождения между указом президента и программами национальных проектов. В частности, целевые показатели потребления алкоголя и распространенности курения, обозначенные в стратегии, не позволят достичь ожидаемой продолжительности жизни 78 лет. Другие удивляются, почему стратегия принята всего на 6 лет – слишком уж небольшой горизонт планирования.

«Документ стал более стройным по сравнению с предыдущими версиями, – считает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко. – Жаль, что не выделены приоритеты. Описание некоторых направлений слишком общее, не позволяющее понять вектор действий. Например, система ОМС – совершенствование организации для обеспечения устойчивости на основе единых принципов... Это вообще о чем?»

«В указе говорится лишь о технологическом отставании нашего здравоохранения от западных стран (стр. 5, п.19), а это совершенно не так, – обращает внимание главный врач Ильинской больницы Алексей Живов. – Технологическое отставание, а также все проблемы и недостатки в отрасли, – всего лишь прямое следствие глубокого отставания российского здравоохранения от западного и передового восточного по нескольким ключевым направлениям».

Речь идет о недоразвитости структурной организации системы, медицинского образования, медицинской науки и инноваций, медицинской промышленности и фармацевтической индустрии, медицинской инфраструктуры и логистики, о низком уровне развития профессионального сообщества и независимых профорганизаций, а также их влиянии на качество, безопасность, эффективность и доступность медицинской помощи. Оставляет желать лучшего система финансирования здравоохранения в условиях жесточайшей коррупции, бедности работающего населения, удручающе малой доли средств, выделяемых на здравоохранение в структуре ВВП, а также крайне низкий уровень доходов медицинских работников. Не решен вопрос правового статуса медработника как независимого профессионала, несущего существенную часть ответственности за результаты своей работы (это, по убеждению Алексея Живова, важнейший побудительный мотив для медицинского работника быть образованным). Наконец, в общественном сознании отсутствует понимание медицинской профессии как одной из самых гуманных, жертвенных, сложнейших информационно и технологически, требующей непрерывного самообразования.

«Принимая во внимание эти позиции вопиющего отставания российского здравоохранения от лучших мировых образцов, основным рефреном стратегии его развития должна была бы стать глубокая реформа отрасли в контексте организации, образования, науки и инноваций, медицинского самоуправления, правового статуса медицинских работников, финансирования, финансового контроля и экономической эффективности, – считает Алексей Живов. – Постановка же совершенно правильно сформулированных (хотя и далеко не всех насущных) задач перед старой, неэффективной и не реформированной системой здравоохранения приведет к их невыполнению, а значит, продолжит явно имитационный и фейково-коррупционный вектор развития отрасли, а это только усилит и углубит то самое ее отставание».

Защищенный врач – защищенный пациент
О назревшей потребности в реформе говорит и директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО Наталья Комарова, но в качестве приоритетов называет сферу ОМС: «Очень важный момент – защищенность пациента. И мы считаем, что система обязательного медицинского страхования требует радикального реформирования. Формирование системы защиты пациента – это глобальная проблема, которая требует более широкой разработки, так же как защита и ответственность медицинского работника. Давно назрел вопрос по созданию Медицинского кодекса. Это должно быть урегулировано не только в государственных медицинских учреждениях, но и в обязательном порядке – в частном здравоохранении».

Эксперт убеждена, что стимулирование перехода к здоровому образу жизни и здоровому питанию – это замечательно. При этом необходимо не только популяризировать ЗОЖ, но и принимать конкретные меры по контролю производства и реализации продуктов питания. «Важно учитывать эндемичность зон, например, йододефицита или нехватки витамина D, и формировать продуктовую линейку потребителя таким образом, чтобы компенсировать эти недостатки», – предлагает Наталья Комарова.

Отдельно эксперт отмечает важность инициативы по формированию кадрового состава здравоохранения, заложенной в стратегии. «Наши исследования и опыт показывают наличие кадрового дефицита как врачей, так и управляющего состава, – рассказывает она. – Увеличение объема целевого обучения в совокупности с предоставлением жилья, дополнительного льготного кредитования для молодых специалистов поможет сформировать хороший кадровый состав и обеспечить медицинскую помощь в региональных клиниках. Мы поддерживаем инициативу повышения квалификации специалистов и особенно развитие системы обучения для действующих и будущих руководителей медицинских центров».

Недооцененный потенциал
Директор Центра социальной экономики Руслан Древаль признает, что идеальных и совершенных документов нет, стратегия не стала исключением, но все же хорошо, что ее приняли, и у здравоохранения появился фундамент, на который можно опираться. «На мой взгляд, в ближайшее время, помимо тех задач, которые поставлены в нацпроектах, следовало бы сфокусироваться на вопросах инвалидизации взрослого населения, – предлагает он. – Мое личное мнение – сейчас недостаточно внимания уделяется проблеме высокого уровня инвалидизации населения, ассоциированной с заболеваниями. В KPI показателей субъектов, медицинских организаций, Минздрава есть самые разные критерии оценки эффективности работы, но именно этого критерия нет. Возвращение людей в трудоспособное состояние – ключевой вопрос и относится он как к экономикой сфере страны, так и к социальной. У нас же существует порочный круг, когда человеку устанавливают инвалидность, лечат его, применяя современные препараты, терапия позволяет компенсировать заболевание, но из-за этого пациенту снимают инвалидность, и он остается без должной медицинской помощи. Через какое-то время без необходимых лекарств он снова оказывается на больничной койке».

Эксперт уверен, что снижение уровня инвалидизации, ассоциированной с заболеваниями, обладает огромным потенциалом повышения продолжительности и качества жизни, который пока недооценен.

Правительству РФ предстоит в шестимесячный срок утвердить план мероприятий по реализации принятой стратегии.
Теги: